Статьи

Правила эксплуатации турбированного двигателя

Правила эксплуатации турбированного двигателя

Сегодня мы решили рассказать вам о неприемлемых режимах работы турбированного двигателя и турбокомпрессора. А также мы попытаемся разъяснить, как неправильные режимы работы турбомоторов влияют на функционирование автомобиля в целом. Помогут нам в этом инструкторы по вождению.

Надежен или нет турбомотор?

Турбокомпрессор является довольно надежным агрегатом, но все равно случается так, что он выходит из строя. Автоинструкторы напоминают, что турбина работает в действительно тяжелых и экстремальных условиях, она подвергается высочайшим динамическим нагрузкам и температурным перепадам. Что касается ее долговечности, то это зависит от многочисленных факторов, причем внешних.

Как показывает практика, и как с уверенностью заявляют специалисты по ремонту автомобилей, срок службы современной турбины можно сопоставить со сроком службы двигателя.

Несмотря на это замена или ремонт компрессора далеко не редкость. В частности это касается турбинных двигателей с большим пробегом. Иногда турбина ломается очень часто, что рождает такие мнения: турбонадув штука ненадежная, при всех его динамических качествах, и автовладельцу нужно всегда быть начеку и наготове, что с мотором что-нибудь произойдет. Так ли это на самом деле?

Самое основное в работе турбокомпрессора, что влияет на его долговечность, это правильное функционирование системы смазки подшипников (расположенных на роторе), которая работает просто на пределе с точки зрения температурных перепадов и нагрузок, а также частоты вращения. Смазка очень важна для жизнедеятельности ротора. То же самое относится и к маслу, к его количеству и качеству.

Масло для турбины без грязи

Важный критерий качества масла, подходящего для турбированного двигателя, чистота. Даже небольшое количество загрязнений при столь высоких нагрузках может привести к износу подшипников вала компрессора. Как это происходит? Твердые частицы, которые попадают в масло, имеют абразивные свойства, то есть частицы грязи как бы полируют сопрягаемые поверхности вала и подшипников. А это ведет к тому, что внешние кромки зализываются. Если частички загрязнений крупные, то они образуют задиры.

Подшипники, изготовленные из мягких материалов, изнашиваются быстрее. Но даже на качественных элементах такие действия приводят к нарушению геометрических параметров узла подшипника. Результат нарушение масляной пленки или ее полное разрушение.

Существует также понятие, как химическое загрязнение масла, например, когда в него попадает топливо или различные присадки. Это может случиться при некачественных работах во время замеров компрессии в моторе.

Рассмотрим подробнее масло с вязкостью 0W-x, и почему его не рекомендуют использовать в турбированном двигателе. Это масло обладает отличными характеристиками во время эксплуатации машины при низких температурах. При холодном запуске оно лучше прокачивается, но для турбированного мотора категорически не подходит. Дело в том, что характеристики данного масла не способны сформировать в подшипниках масляную пленку нужного качества. При тяжелых режимах это часто становится причиной разрушения пленки и сухого трения.

Если масла в турбине мало

Те же проблемы происходят при дефиците масла в смазочной системе турбины. Отсутствие масла быстро выводит из строя турбокомпрессор, а причин здесь может быть несколько:

  • износ масляного насоса, когда он не может создать необходимое давление;
  • плохое состояние коленчатого вала, точнее его шатунных и коренных шеек, зазоры на них приводят к спаду давления;
  • загрязнение масляного фильтра считается частой причиной спада давления масла (поэтому его нужно своевременно менять);
  • наличие в поддоне картера грязи, что снижает давление при повышенных оборотах;
  • если загрязнений слишком много, то это может стать причиной снижения давления до минимума, что крайне негативно сказывается на работе турбокомпрессора и мотора в целом.

Дефицит масла может случиться при плохой проходимости подающей трубки, например, из-за загрязнений или механических повреждений. Такое часто случается, если масло не менять вовремя, использовать некачественные продукты, или после ненадлежащего ремонта. Последнее касается в первую очередь механических повреждений.

Еще одна причина неполадок с турбокомпрессором это попадание в него посторонних предметов. Чтобы этого избежать, необходимо проводить балансировку вала турбокомпрессора.

Как избежать поломки турбины двигателя?

  1. Чтобы продлить ресурс турбокомпрессора, важно соблюдать простые правила бережного отношения к данной детали. Регулярно проводите техобслуживание двигателя и чаще посещайте автосервис.
  2. Используйте только то масло, которое рекомендовано изготовителем двигателя с турбокомпрессором. Не советуем масло с классом вязкости 0W-X.
  3. Всегда вовремя меняйте воздушный фильтр, причем новый должен быть высокого качества.
  4. При техобслуживании нужно проконтролировать все системы: смазочную, вентиляционную, систему подачи топлива.
  5. Всегда заливайте качественное топливо, не заправляйтесь на сомнительных АЗС. Старайтесь не использовать бензин с октановым числом, которое увеличено с помощью присадок.
  6. В холодное время года дольше прогревайте машину, чтобы в начале движения двигатель не подвергался высоким нагрузкам.
  7. Если двигатель долгое время работал на высоких оборотах, дайте ему немного поработать (примерно минуту), и только потом можно глушить машину.

Итак, хотите продлить ресурс вашего двигателя? Откажитесь от агрессивной езды! Ездите спокойно, уверенно и соблюдайте элементарные меры предосторожности.

Видеоматериал о том, как работает турбокомпрессор:

Следите за своей машиной и вовремя меняйте масло в агрегатах и узлах!

В статье использовано изображение с сайта www.chinamobil.ru